Введение.
Богата наша школа
мастерами педагогического труда, преданными и увлеченными любимым делом. Именно
они вкладывают в душу каждого ученика основы доброты, чистоты,
интеллигентности, свою энергию в поиск нового, полезного и более современного.
Деятельность учителей
МОУ ТСШ №3 им. А.П.Чехова является примером
высокого служения народу. Пусть никогда не иссякнут доброта и мудрость в
учительском сердце, не погаснет огонь искренней преданности своему делу.
В основе учительской
профессии лежит творческое начало. Именно оно помогает педагогу каждый раз
заново вместе со своими учениками узнавать и познавать мир. Масштабы
ответственности учителя перед обществом огромен.
Образованию отведена
ведущая социально – экономическая и культурная функция государства.
Развитие образования,
как известно, положительно влияет на социальные процессы в обществе: хорошо
образованный человек законопослушен, сам способен формировать здоровую социальную среду, легче адаптируется
в периоды общественных кризисов. Есть жесткая зависимость между уровнем
образованности населения и экономическим развитием государства. Развивающемуся
государству нужны граждане, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству , отличающиеся
мобильностью , конструктивностью. Таких граждан воспитывает - Учитель.
В данной работе рассказ
пойдет об учителе английского языка МОУ ТСШ №3 им. А.П.Чехова – Бюрюковой Нелли Михайловне.
Данная работа очень
актуальна , так как не рассказывать о заслугах учителя, о его творческом пути
нельзя. Через щедрое сердце учителя и
добрые руки педагога прошел каждый человек. В нашей школе работает много
учителей, которые искрами своего таланта зажигают в душах детей тягу к знаниям,
творчеству, любовь к прекрасному.
Образование
и воспитание – тот фундамент , на котором
стоят основы цивилизации, государственности нашей республики, её будущее.
Именно учителя осуществляют ту деятельность, которая позволяет открыть
перед молодым поколением огромный мир
знаний, накопленных человеком, приобщать его к сокровищнице интеллектуальных и
культурных богатств. Воспитывая личность на основе незыблемых общечеловеческих
ценностей, учитель по праву заслуживает любовь, уважение и благодарность народа.
Целью
данной работы является следующее, а
именно - показать на примере учителя
английского языка - Бирюковой Н.М.
уникальную историю жизни женщины, которая прошла путь от простого учителя до
директора школы, которая дала путевку в жизнь сотням детей, научила ребят
побеждать в сложных ситуациях.
Бирюкова
Н.М.- умеет разглядеть «изюминку » в каждом ученике, тактично подсказывает
верное решение, оказывает помощь в трудную минуту.
Каждый
человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в
сущности — философ. Учитель вдвойне философ, так как эта профессия — одна из
самых ответственных. Профессия учителя, как никакая другая, работает на день
завтрашний. Ведь не сразу глядя на ученика можно предугадать, кем он станет в
будущем. Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого,
воина и юриста, врача и строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и
умений, основы их мировоззрения. А главное — своим словом преподает самую
трудную на свете науку — быть людьми.
1.1 Школа – вся моя жизнь.
Учительская
профессия – сложная и нужная во все времена. Без нужного подхода, любви и
терпения не получиться ничего, тем более
если мы говорим о воспитании ребенка.
Всю свою жизнь, здоровье, понимание и любовь
отдает нам наш учитель, преподаватель английского языка Нелли Михайловна
Бирюкова.
Из
года в год ее ученики имеют
возможность проникнуть в тайны языка
благодаря умелому педагогу.
В
МОУ ТСШ №3 им. А.П.Чехова Нелли Михайловна
работает уже 50 лет. Она начала трудиться в нашей школе с 1963 года. Тот настрой молодости ,
творчества сохранился у нее до сих пор.
В
1960 году она закончила Тираспольский педагогический институт,
факультет «Русского языка, литературы и иностранных языков». После окончания
учебного заведения и приступив к работе, она поняла, что учитель – это её
призвание и решила свою жизнь посвятить работе с детьми.
Л.Н.Толстой
сказал однажды, что хорошему учителю
достаточно иметь только два качества: большие знания и большое сердце. Этими качествами в полной
мере обладает мой учитель - Нелли Михайловна.
Нелли
Михайловна умеет принести в класс увлеченность, любовь и, конечно же, знания,
освященные этой любовью.
Педагог
по призванию, любящий свою профессию , Нелли Михайловна Бирюкова понимает, как важно сохранить
уважение и доверие детей , случайно не оборвать те нити взаимопонимания ,
которые связывают их в совместной деятельности.
Каждый
день, идя на урок, она осознает свою необходимость и полезность. Не просто
вложить в головы детей премудрость наук, но ещё труднее научить учиться,
впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг и жизни. А ведь открывая мир детям, педагог учит их жить
в гармонии с собой и окружающими: умению дружить , сопереживать, радоваться не
только собственным достижениям, но и успехам одноклассников. Радость в глазах ребенка, его желание поделиться
сокровенным, для Нелли Михайловны – главная награда.
Блестящая
эрудиция, высокий профессионализм, образованность, интеллигентность, чуткость,
отзывчивость, широта души и сердечность – спутники таланта Нелли Михайловны.
Уроки
Нелли Михайловны отличаются четкостью и логичностью хода.
Нелли Михайловна - отличный педагог,
порядочный человек с простой манерой
общения, неторопливая , спокойная по характеру . Нелли Михайловна работает на
уровне современных сверхзадач, чувствуя дух школы и времени, в совершенстве
владеет методикой преподавания своего
предмета.
Для
Нелли Михайловны каждый проведенный урок
– как открытый. Работает бодро, вдохновенно. Для многих поколений учащихся она
превратила такой сложный предмет как
английский язык - в поэзию жизни.
Нелли
Михайловна – отличный организатор детского коллектива , воспитывает в детях
трудолюбие и уважение к человеку. Не остается в стороне от общественной жизни
школы: в течение многих лет руководила школой, была 13 лет
директором нашей школы. Служить на ниве просвещения – благородное дело.
Ответственна миссия педагога - обучение
и воспитание подрастающего поколения.
Нелли
Михайловна благодаря кропотливому труду,
огромной уверенности ведет своих
учеников по дороге знаний, учит добру и справедливости.
Главная
цель работы учителя – расширение доступности, повышения качества и
эффективности образования. Высокий интеллектуальный и профессиональный уровень
Бирюковой Н.М. по достоинству отмечен. Она награждена медалью «Ветеран труда 1984 год», «Отличник народного образования МССР» 1985 год, медалью «За трудовую
доблесть»1994 год, «Грамотой президента
ПМР»1998 год и рядом других наград.
Н.М.Бирюкова
помнит до мелких подробностей все крутые повороты своей долгой педагогической жизни. Пятьдесят лет назад прекрасным солнечным днем
переступила Нелли Михайловна порог школы и накрепко соединила свою судьбу с
обучением детей иностранным языком. Теперь Нелли Михайловна не представляет
себе судьбы иной. Горы перелопаченной литературы, тысячи конспектов уроков,
вечера, заполненные тщательной подготовкой к занятиям, воспитательным
мероприятиям.
Нелли
Михайловна не просто изучает со своими
учащимися иностранный язык, а всегда заставляет их мыслить самостоятельно,
искать и находить ответы. Уроки и мероприятия,
которые она проводит, вызывают неизменный интерес коллег, всех их
участников, чему в немалой степени способствует умелое использование
иллюстративных материалов, видеоматериалов, музыки в познавательном процессе.
Много внимания Бирюкова Н.М. уделяет индивидуальной работе с учащимися, проявляющимися повышенный
интерес к предмету. На протяжении многих лет глубина и прочность знаний её
учеников ежегодно подтверждались на городских
и республиканских олимпиадах.
Она
знает и любит свой предмет. Она старается делать все для того, чтобы ученики не только
знали основы грамматики английского языка, культуру этого народа, но и помочь
каждому из них познать себя, самоопределиться и по возможности
самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности. Работая с
малышами , рассказывает Нелли Михайловна, -учишься у них непосредственности и
открытости, умению воспринимать мир добрым и светлым. А у старшеклассников
порой стоит поучиться практичности и прагматичности. Мир со временем меняется и
её нынешние ученики сильно отличаются от тех, с кем она встретилась впервые , войдя
в класс в качестве учителя...
Как
человек глубоко влюблённый в свою профессию, она умеет найти подход к каждому
ребенку, тесно сотрудничает с родителями.
У
Бирюковой Н.М. есть все , о чем может мечтать учитель: искренняя любовь воспитанников, глубокое
уважение родителей и коллег. О такой как она можно сказать - истинный Учитель.
Сотни
её выпускников в настоящее время
работают учителями иностранного языка
во многих учебных заведениях Приднестровья, много выпускников разлетелись по всему миру. Есть ребята,
которые уехали в Америку, Канаду, Украину, Казахстан. Многие живут в России и
выбрали разные специальности.
Нелли Михайловна всегда тактична, выдержана ,
уравновешенна – это немаловажно в учительской профессии , профессии непростой,
требующей всегда полной отдачи и большого нервного напряжения . На переменах постоянно в окружении
любознательных учеников , которые её очень любят. Для нас она образец
спокойствия и уравновешенности. Беседовать с ней одно удовольствие. Не только
её милая улыбка, но и мягкий тембр голоса просто завораживают. Но при этом она
остается женщиной с тонким вкусом, который ощущается в предметах быта,
окружающих её, в том числе и в изысканной одежде.
За
50 лет изменилась жизнь школы,
изменилась, конечно, и сама Нелли Михайловна. Ныне это опытный, умудренный
жизнью педагог, однако по –прежнему ей свойственна увлеченность, любовь к
работе и приднестровскому краю.
1.2.
О работе в должности директора.
В
1988 году на общем собрании учащихся, преподавателей, представителей шествующих
над школой предприятий и Гороно Бирюкову Н.М. избрали на пост
директора школы №3 г. Тирасполя. С 1988 по 2001 годы Бирюкова Н.М. работала в нашей школе директором. Это были трудные
времена, а для учителей в особенности. Развал страны, смена ценностей и
приоритетов, распад старого педагогического коллектива – эти и множество других
проблем приходилось решать , чтобы не просто выжить, но и как – то развиваться
дальше, стараясь при этом сохранить лучшее из прошлого.
Нелли
Михайловна тогда в полную силу проявила себя . Она раскрыла свои качества как отличный
методист, хороший организатор, грамотно руководила учебно –
воспитательным процессом.
Школа
№3 всегда имела репутацию одной из лучших, наиболее престижных школ города. Сюда приезжали перенимать опыт
делегации из учебных заведений со всей Молдавии . Когда – то здесь открылись
первые в городе математические классы ,
несколько позже - первый компьютерный
класс.
Всевозможные
творческие вечера, КВН, конкурс «Музыкальная весна » и даже школьные оперные
постановки - жизнь бурлила, и сама Нелли
Михайловна всегда принимала в этом самое активное участие.
Находясь на должности директора школы - Нелли Михайловна всегда работала в режиме интенсивности и огромной
ответственности. Нелли Михайловна всегда знала, что должность директора это не только статус, это и ответственная
профессиональная деятельность.
Образ
жизни руководителя школы можно сравнить с жизнью профессионального спортсмена.
Нужно постоянно быть «в форме», в хорошем физическом и психическом состоянии.
Нелли
Михайловна рассказала: «Процесс
управления не может протекать гладко и последовательно. Временами кажется, что
еле передвигаешься, временами – летаешь, а бывает – кажется, что тонешь. Иногда
кажется, что просто выживаешь. Такие моменты позволяют остановиться, сделать
шаг и подумать. Принять ситуацию и сконцентрироваться на новых целях. Всегда
успешный, все знающий, неуязвимый директор – заблуждение. Каждый день директор
школы входит не просто в здание школы, он окунается в море проблем. И от того, насколько он готов к
эффективному управлению, уверен в себе, верит в успех, стремится к лучшему
результату, зависит его успешность».
Понимая,
сколько внутренней энергии тратит учитель на качественную подготовку к урокам,
на работу с детьми, родителями, Нелли
Михайловна всегда старалась выстроить свою работу таким образом, чтобы каждый
из них чувствовал себя нужным и защищенным.
За
время работы в должности директора Нелли Михайловна сделала для школы многое.
Она понимала, что школа – это некий
отрезок жизни для учеников, который должен быть прожит плодотворно, интересно,
достойно. А для учителей школа стала не просто работой, но и возможностью самореализации, приносящей
удовлетворение, ибо тогда в работе есть смысл, когда ты можешь гордиться своими
достижениями, а не просто зарабатывать деньги. Самым главным принципом своей
работы Нелли Михайловна определила свободу выбора как для учителей, так и для
учеников. Она разрешила каждому в своем огромном коллективе
стать самим собой.
1.3. Рассказ ученика об Учителе.
Хочу
рассказать про моего Учителя. Профессионала с большой буквы, потому что это
человек, который попросту перевернул мое впечатление о профессии «Учитель», о жизни, о мире…
Сентябрь, бессонница, мосты
И каждодневная тревога.
И здесь, и там, и снова ты
Успеть стараешься так много…
Ты теплотой бездонных глаз
Другим дорогу освещаешь
И так заботишься о нас,
Что о себе не успеваешь.
Творишь, работаешь, живешь
В кипящем дней круговороте.
Себя всю людям отдаешь
В своем безудержном полете.
Над судьбами любимых душ
Ты как сова, мудрее многих,
И видишь жизнь под сенью кущ
Там, где запутаны дороги.
Спасешь, поможешь снова встать,
Не побоявшись испытаний.
В себя поверить и понять-
Паденью нету оправданий!
Так пусть хранят же небеса
Твое отчаянное сердце,
Которым правит доброта,
А для друзей открыта дверца!
Учитель
должен быть примером всем и во
всём. От учителя справедливо требовать, чтобы жизнь его
служила примером детям и их родителям. Учитель – очень творческая личность, он
рассказывает и учит тому, что знает и любит сам, и дети всегда берут пример с
того, кто является авторитетом для них. Учитель
не только преподает свой предмет, а
также готовит детей к жизни, потому что они тоже их дети и их будущее зависит во
многом от учителя. Можно перефразировать
выражение Антуана де Сент-Экзюпери: «Учителя в ответе за тех, кого воспитали».
Ведь бывшие ученики, воспитанные учителем
будет беречь их старость, учителя будут жить в их стране. Учителя создают себе будущее.
Будущее нашей страны напрямую будет зависеть от того, как учителя выполнили свою работу.
От
веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости,
терпения, умения вовремя прийти на помощь , зависят успехи его учеников на
трудном пути познания, их будущее. Необходимо не только понять, но и развивать
скрытые таланты каждого ученика, чтобы в будущем он сделал верный выбор, нашел
свое призвание. Дети должны быть всегда готовы к жизни – это главная задача учителя.
Знание
иностранных языков сегодня особенно важно.
Некоторые люди изучают языки, потому, что они нужны им в работе, другим
знание языков помогают в путешествии
за границей, для третьих изучение иностранных языков – хобби. Вообще, знание иностранного языка во все
времена являлось показателем уровня образованности человека.
А
ведь есть и ещё один важный воспитательный момент, без которого даже самые правильные ответы на вопросы будут бессмысленными: умение
находить общий язык с людьми! Умение
правильно построить отношения так, чтобы не возникла ситуация, где кто- то был униженным, я считаю, важнейшая составляющая
мастерства педагога.
Учителям
приходится сталкиваться с тем, что
кто-то сильнее, способнее, кто-то наоборот. Нелли Михайловна добивается того, чтобы никто не почувствовал себя ущемленным, но
вместе с тем, стремится поставить дело
так, чтобы у тех, кто пока чуть слабее, был стимул и возможность догнать тех,
кто ушёл вперёд.
Нелли
Михайловна старается найти со всеми
общий язык, предлагает самые разнообразные творческие задания. Её учащиеся с удовольствием занимаются проектной
работой, умеют получать информацию из сети Интернет и работать с ней, много
читают дополнительной литературы.
Может
быть, это звучит несколько необычно, но многие ученики свое призвание осознают ещё в школьные годы, благодаря поддержке
Учителя. У многих моих одноклассников любимым занятием сейчас является чтение книг на английском, выполнение
упражнений, записывание мыслей, а самым любимым предметом - английский язык.
Нелли
Михайловна учит детей для жизни, формирует их гражданскую позицию. Она постоянно думает, как пробудить их мысли,
активное отношение и интерес к изучаемому иностранному языку, развивает
самосознание, чувство ответственности.
На это и направлен весь методический арсенал: проблемные вопросы-
задания, разного рода самостоятельные
работы, учебно-речевые ситуации и т. п.
Вот почему при изучении любой темы часто звучат вопросы: «А как ты
относишься к данной проблеме?», « Согласен ли ты с высказанной точкой зрения?»,
« Как обоснуешь своё мнение?», «Как и в чём
изменилось твоё понимание рассматриваемого вопроса?».
Жизнь
ставит перед нами задачи, которые
решаются не только трудом и прилежанием.
Должно быть еще и желание
работать. Эту проблему Наш
Учитель - Бирюкова Нелли Михайловна
решает на оценку пять.
Заключение.
15
января 2013 года моему учителю английского языка – Бирюковой Нелли Михайловне
исполнилось 75 лет. Она по – прежнему не мыслит свою жизнь без родной школы,
без учеников, без этой неповторимой атмосферы, которая для неё - источник жизни.
Конечно,
кардинально изменилось время, обновился педагогический коллектив, новые
поколения детей мало похожи на предыдущие, но Нелли Михайловна уверена: с ними
можно найти общий язык. Новые технологии, гаджеты, разные побрякушки XXI века всё - таки не могут заменить главного - роскоши человеческого общения, как писал Экзюпери. «Нужно уметь найти доброе
взаимопонимание с детьми , уметь их слышать и слушать, – считает она. – Сейчас им этого как раз
больше всего не хватает. Школа должна уметь приносить детям радость, стимулировать
их творческую активность и развивать лучшие человеческие качества ». Это не
просто, но достижимо, если любить школу так , как любит её она , педагог по
призванию.
Школьный
учитель – это знающий человек, человек любящий свою работу и предмет который преподает и, конечно же, любящий детей. Это неравнодушный человек,
который находится в постоянном творческом поиске, работе над собой, ставит
цели, достигнув которые, пытается что-то
изменить, улучшить. Ведь заинтересовать, зажечь сердца детей может только
человек увлеченный, горящий сам.
Вот
уже 50 лет Нелли Михайловна преподает иностранный язык в нашей школе. Как-то на уроке её спросили, сколько она учила английский язык. Она
ответила, что всю жизнь, и это действительно так. Учила в школе, институте,
после его окончания, учит сейчас. Новый день выдвигает новые требования. Нужны
новые знания, новые методы, чтобы увлечь современных детей, сделать каждый урок
интересным. Если вокруг нет скучающих лиц, все работают с увлечением, а после
звонка остаются с учителем в кабинете, а
не бегут, сломя голову, в коридор, значит, учитель смог их заинтересовать, значит, у него всё получилось.
В
общении с детьми Нелли Михайловна всегда
старается быть честной, искренней, ведь
любая фальшь может разочаровать, ранить, она никогда не пройдет незамеченной. Она
дорожит доверием детей, верит в каждого из них. Стремиться найти в ребенке и отметить положительное, раскрыть его
творческий потенциал, поощрить даже маленькие успехи, воодушевить и ободрить,
чтобы он гордился своими достижениями, поверил в себя, свои силы, проявил еще
больший интерес к получению знаний и испытал
удовольствие и радость от
результатов своей деятельности.
Она
хочет воспитать своих учеников просто хорошими людьми, с четкими понятиями о
добре и зле, имеющими на все свою точку зрения и умеющими отстаивать ее.
Учитель.
Это не профессия, это образ жизни, а мастерство - не случайная удача, а
систематический поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными
раздумьями, открытиями, неудачами и успехами. Это огромная ответственность
перед обществом и, прежде всего, перед учеником.
Нелли
Михайловна с честью, достоинством и гордостью выполняет свой долг, и мы ей за
это очень благодарны. Я никогда не забуду своего учителя, когда выйду из стен
школы в жизнь. Огромное Вам спасибо за Ваш труд!
Источник: https://drive.google.com/open?id=0B648yGt10EDbTEN4azNWRGw4ZTlvMy1PN0tTOUJuOTdCM3lB |