Эмма Анатольевна Думик,
учитель географии I
квалификационной категории
Региональный компонент на уроках географии.
«Если
человек не любит хотя бы изредка смотреть
на старые фотографии своих родителей,
не
ценит память о них, оставленную в саду,
который они возделывали, в вещах,
которые
им принадлежали, значит, он не любит их.
Если
человек не любит старые улицы,
старые
дома, пусть даже и плохонькие,
значит,
у него нет любви к своему городу.
Если
человек равнодушен к памятникам своей страны,
он,
как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С.Лихачёв
Одной из
задач, которые стоят перед современным географическим образованием, является
формирование у всех членов общества «образ страны». Любой человек должен иметь
правильное представление о том, в какой стране, каком регионе, городе, селе он
живет. Без этого невозможен истинный патриотизм – любовь к своему Отечеству.
Как ни странно,
но в наше время подростки намного больше знают о том, что происходит в лесах
Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что их ждет за порогом
родного, собственного дома. И поэтому одна из актуальных проблем
географического образования – развитие интересов учащихся в области изучения
своего края. Один из способов привлечения
внимания, развития интереса к изучению своего края может быть усиление
экологической направленности преподавания географии.
Состояние
окружающей среды сейчас волнует каждого, так как от этого зависит здоровье
человека.
Под региональным компонентом (РК) понимается
педагогически отобранный географический материал, раскрывающий:
- историческое, культурное,
национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое
своеобразие республики, не нашедшее должного отражения в общей географии;
- региональную специфику периода
реформирования социальной жизни общества, поиск регионом новых ролей в
экономической и общественной жизни страны;
- региональную специфику развития и проявления образовательных запросов
населения в образовательных услугах;
-менталитет и духовную культуру нашей республики.
Цель,
задачи и содержание регионального компонента:
· формированию личности выпускника как достойного
гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей и традиций
Приднестровской Молдавской Республики;
· социализации молодого поколения края по месту
рождения и проживания;
· возрождению
национального самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных
основ личности;
· реализации
гарантированного права на получение комплекса знаний о природе, экономике и
культуре ПМР каждым учащимся независимо от типа учебного заведения;
· углублению
навыков гуманитарных и естественнонаучных методов проектной и
научно-исследовательской деятельности учащихся, оформлению результатов
собственных изысканий;
· формированию
у учащихся навыков поисково-исследовательской работы: сбор, обработка и
систематизация полевого и
картографического материала.
Утверждение
РК в школьном образовании позволит помочь ученикам осмыслить события и явления,
которые связывают приднестровский народ с другими странами мира, ясно
представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов ПМР и мира в
целом. Налицо актуальность задачи формирования мировоззренческой, нравственной,
политической культуры учащихся, ориентация на гражданские и патриотические
ценности, формирования позитивного отношения к «Своей Родине».
Содержание
регионального образования должно способствовать реализации нового качества
образования, понимаемого сегодня как способность образовательных услуг
соответствовать требованиям потребителей: общества, родителей, учащихся. В
учебной деятельности требуется обратить особое внимание на развитие
информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск
информации, на дополнительное, самостоятельное образование.
Не
менее важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение
выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему
практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и
сложившейся ситуации.
Основными
формами реализации РК в содержании географического образования являются:
1.
Включение разделов и тем РК в содержание общего географического образования, в
учебные программы основной общеобразовательной школы в 6-9 кл.
Например:
Программа по географии в 6 классе ориентирована на получение широкого
круга краеведческих сведений. Уже на первых уроках следует знакомить учащихся с
целями и задачами изучаемого курса, восстанавливать в их памяти методику
организации метеорологических и фенологических наблюдений. В начале курса
предусматривается экскурсия, в процессе которой учащиеся изучают форму и
строение рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими ее горными
породами, делают описания ближайшей реки, озера или источника, а в конце курса
проводится экскурсия по изучению и описанию природных комплексов своей
местности, по выявлению взаимосвязей между компонентами природы. По этим темам целесообразно
с одним или двумя классами провести урок-поход, а с остальными классами –
экскурсию в пределах школьного двора.
При изучении темы «План местности» учащиеся расширяют знания о способах
ориентирования, составляют план местности, работают с топографическими картами
своей местности. Для закрепления краеведческих знаний следует провести
топографический диктант, в который включить конкретные физико-географические
объекты (лес, река, озеро, водохранилище, родник и т.д.).
Краеведческий подход в процессе изучения земной коры и ее строения
способствует осознанному усвоению учащимися материала; этому также способствует
и раздаточный материал, накопленный старшими классами во время уроков-походов
(описания растительного и животного мира, планы местности, условные знаки,
горные породы).
Тема «Гидросфера» хорошо усваивается учащимися, если изучать ее с
использованием местного краеведческого материала. Примерами могут служить
местные источники (реки, водохранилище, озера), которые описываются по
определенному плану.
При изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических
понятий, как «погода» и «климат», следует опираться на систематические
наблюдения учащимися за атмосферными явлениями и за характерными признаками
погоды и климата своей местности.
В начальном курсе физической географии школьники знакомятся с вопросами
охраны и восстановления природы. Для этого им следует пользоваться материалами
местной печати.
Курс географии материков и океанов в 7 классе, по сравнению с начальным
курсом физической географии, имеет ограниченные возможности в осуществлении
краеведческого подхода, но и при изучении этого курса возможен краеведческий
подход. Он состоит в том, что особенности природы изучаемой территории
сравниваются с соответствующими природными явлениями нашей местности. Например,
учащиеся сравнивают летнюю погоду в Антарктиде с зимней погодой нашей местности
и наглядно убеждаются, насколько суров антарктический климат. Такое сравнение
помогает лучше понять, конкретно представить, а иногда ощутить особенности
природы далекой страны.
Изучая климат Африки, учащиеся могут найти ответ на следующие вопросы:
«Какая наибольшая или наименьшая высота Солнца над горизонтом в нашей местности
и в тропиках? Как в связи с этим меняется температура по сезонам года? Где в
Африке наиболее высокие июльские температуры? (Сравнить их с температурой июля
нашей местности.) В какой части Африки максимальная годовая амплитуда
температуры и почему? (Сравнить эти амплитуды с годовыми амплитудами
температуры нашей местности)».
Подобные сравнения учащиеся выполняют при изучении многих тем в курсе
географии материков и океанов.
При изучении разделов «Главные особенности природы Земли» и «Земля – наш
общий дом» сравнительные характеристики следует применять более широко.
Учащиеся заполняют сравнительные таблицы по разделам: «Строение земной коры»,
«Климат Земли», «Атмосфера, циркуляция воздушных масс», «Взаимодействие
общества и природы», «Влияние деятельности человека на природу» и т.д.
Заключительный этап в изучении этого курса – урок-поход, цель которого
углубить и закрепить знания учащихся об отдельных элементах природы, о
взаимосвязях между ними, о значении природы для хозяйственной деятельности
человека на основе местного материала.
2.
Введение факультативных занятий по интересам и склонностям школьников в виде
вариативных курсов.
3.
Внеурочная и внешкольная коллективная и индивидуальная
проектно-исследовательская, краеведческая
деятельность учащихся.
Закончить свою
статью хочется словами Луция Аннея Сенеки:
«Любят родину
не за то, что она велика, а за то, что она своя».
Список
использованной литературы.
1. Шалимова Ж.Н. Проблемы
краеведческой подготовки в современном
географическом образовании.
География в школе №4, 2007.
2.
География в школе, №3, 2002г.
3.
Информатика и образование №5,2005г.
4.
Приложение к журналу Методист: Мастер – класс №2 2010 г.
5.
Приложение к журналу Методист: Мастер – класс №6 2008 г.
6.
Ресурсы Интернет |