Проектирование как способ активизации
системно-деятельностного подхода
Гайдарлы Тамара Дмитриевна
заместитель директора по УВР,
руководитель I квалификационной категории
МОУ«ТСШ №3 имени А.П.Чехова»
Ключевые слова: педагогическое проектирование, системно-деятельностный подход, режим развития, интеллектуальные предпочтения.
Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. Прошлый век был веком техники. Грядущий век – век контроля над техникой, "век человека", в котором основная ценность и основной капитал – образованный человек, а "индустрия" – образование и скорость приобретения образования.
Сегодняшним школьникам предстоит:
Работать по профессиям, которых пока нет,
Использовать технологии, которые ещё не созданы,
Решать задачи, о которых мы можем только догадываться.
«Как объять необъятное?» – это задача образовательной политики. Школа обречена на изменения в меняющемся мире.
Переход школы на новые государственные стандарты в 2013 году определил требования к пересмотру и расширению списка педагогических технологий, которые используются в образовательном процессе нашей школы. Содержательный компонент Концепции стандарта нового поколения предполагает соединение системного и деятельностного подхода в обучении. И это прежде всего связано с внесением изменений в систему управления, контроля и оценки уровня образования в школе и в учебно-методическое обеспечение.
Педагогу предстоит сегодня работать в условиях:
расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео, аудио компьютерной индустрии;
резкого снижения уровня чтения, особенно классической, художественной литературы;
ограниченности общения со сверстниками;
разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
нарастания межнациональных, межконфессиональных напряжений.
В школе, которая находится в режиме развития (или стремится к работе в таком режиме) должен систематически проводиться анализ проблем. Если мы хотим, чтобы учитель профессионально двигался вперёд, он должен остановиться и задуматься над вопросом что и как я делаю? Почему таковы мои результаты? В чем проблемы? ( Речь идёт о думающем педагоге).
Анализ позволил определить основные причины трудностей:
Увеличилась доля самостоятельно познавательной деятельности учащихся. Это требует поиска новой схемы взаимодействия учителя и учащихся.
Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.
Возникают определенные сложности в общении с участниками образовательного процесса.
Сопротивление активизации во внеурочной деятельности чаще вызвано неуверенностью учителя в себе, желанием избежать неудачи.
Компетентность учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности требует своего развития.
Педагог, привыкший оценивать своих учеников, в большинстве случаев очень тяжело переносит ситуацию оценивания себя.
Одна из проблем наших школ – «отвечать на вопросы, которых не задавали», т.к. ведущим в преподавании остается объяснительно – иллюстративный метод обучения.
Наша профессия, как и многие другие, накладывает на личность учителя определенный отпечаток: стремление все упорядочить, вставить в рамки, известный педантизм. На мой взгляд, настоящий учитель должен уметь абстрагироваться от излишнего педантизма. Лишь свободно мыслящий человек может научить так же свободно и легко размышлять своих учеников. И поэтому, проектное обучение в современной образовательной системе занимает всё более приоритетные позиции. Но готов ли учитель средней общеобразовательной школы к проектировочной деятельности и занимается ли он педагогическим проектированием?
Администрацией школы изучен уровень готовности педагогического коллектива школы к освоению проектной технологии в условиях модернизации образования и введения новых ГОС в ПМР.
Примерно половина педагогов (46 %) отметили, что уже занимаются педагогическим проектированием, 15% из которых – учителя начальных классов, работающие по новым ГОС. Таким образом, проектная технология в рамках модернизации образования на сегодняшний день осваивается примерно третью учителей школы.
75 % педагогов продолжают придерживаться акцента на традиционном планировании урока, несмотря на то, что большая часть педагогического коллектива (54%) признают неоценимое значение проектной деятельности в развитии каждого ребенка, независимо от его способностей.
В целях оказания методической помощи по выявленным запросам и проблемам педагогов администрацией школы проведены:
Практикум: «Создаем свой видео-блог»
Семинар-практикум «Основы проектного менеджмента»
Школа молодого учителя: «Развитие проектного мышления у учащихся: условия и средства»
Работа в данном направлении продолжается.
В организации проектной деятельности условно можно выделить четыре этапа:
1 этап: Диагностический.
2 этап: Образовательный
3этап: Разработка индивидуальных маршрутов
4 этап: Аналитический.
Подробнее остановлюсь на первом этапе.
Главная наша задача не только в выполнении госстандарта. Самое важное – как, опираясь на интерес и свободу, дать образование более широкое и глубокое, чем предполагает этот самый стандарт. Наш опыт показывает, что успех работы с подростками над проектами во многом зависит от умения правильно направить их интересы.
Поэтому, усилия администрации и педагогов направлены на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься, какое мнение по данному поводу имеют его родители.
В чем же своеобразие интересов наших подростков?
Вот, к примеру, небольшой перечень нетрадиционных хобби, которые могут стать любимым увлечением наших ребят:
Паркур (смесь акробатики, бега, боевых искусств, ну и фантазии самого трейсера, которая способна соединить все это воедино в искусство перемещения по каменным джунглям.)
Скрапбукинг (вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.)
Террариумистика-содержание животных в террариумах, в клетках из стекла
Историческаяреконструкция
На вопрос: « Чем бы хотели заняться в свободное время в нашем городе?» наши старшеклассники ответили:
Гольф,
Военно-историческиеминиатюры
Историческоефехтование,
Опекун (животных)
Валяниеизшерсти,
Мыловарение
Аэрография (разрисовка мобильных телефонов, компьютеров, холодильников и главное - автомобилей)
На основании диагностики интересов наших ребят мы выяснили интеллектуальные предпочтения нашего молодого поколения:
Участие в форумах в Сети
Околокомпьютерные хобби,
Моддинг (modern (современный), modify (трансформировать), видоизменять от компьютера до сотового телефона или флешки.
Игра в «Мафию», «Монополию»
Живопись, рисование
Нарды, шахматы, шашки, го
Карточные игры (преферанс, покер)
Отгадывание кроссвордов, сканвордов
Сочинение стихов, рассказов, сказок, романов
Сочинение музыки
Создание мультфильмов, комиксов, карикатур, шаржей, эпиграмм, поздравлений и иллюстраций
Поэтому, именно сейчас педагоги нашей школы вовлекают учащиеся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они реализуют свои интересы, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Педагоги стали активнее вовлекать в проектно - исследовательскую деятельность школьников, не достигающих по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающих яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.
Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Участвуя в школьном исследовательском обществе «Эврика» ребята «открывают» новое сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
На протяжении последних 3 лет школа реализует договор с Центром дистанционного образования «Эйдос» – некоммерческим образовательным учреждением г. Москвы, Институтом образования человека, Научной школой А.В. Хуторского.
В июле 2013 года учащаяся 11 класса и психолог школы Семякова Т.Ю. прошли конкурсный отбор и вошли в состав делегации ПМР, представлявшей Приднестровье на международном форуме «Селигер 2013». Ими был представлен проект «Республика». Идея проекта заключалась в организации международного студенческого лагеря, ориентированного на самообразование и взаимообучение для студентов 4-5 курсов педагогических ВУЗов и молодых учителей России, Болгарии, Молдовы, Гагаузии и Украины. Представленный проект был поддержан представителями Европейского Экономического и Социального Комитета. Представители БИЗНЕС ИНКУБАТОРА Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова выразили готовность сотрудничать и оказывать консалтинговую и посредническую помощь инвестиционным и инновационным проектам из Приднестровья.
Новые времена требуют новых навыков. Задача учителя - «перелопатить» горы информации и явить классу урок в соответствии с мировыми требованиями и стандартами. Наш учитель становится соавтором открытий, которые делает ребенок.
В итоге:
С людьми стало интереснее работать, появилось много творческих находок. Проектная деятельность даёт возможность педагогам, учащимся и их родителям раскрыться во всей своей многогранности.
Как показывает наш опыт, системно – деятельностный подход обеспечивает условия развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов.
Все чаще проявляется у наших ребят готовность и способность к саморазвитию.
Наши старшеклассники инициируют, организовывают и стремятся к сотрудничеству и кооперации с учителями и сверстниками.
Как у педагогов, так и у учащихся стали формироваться навыки работы в «команде».
В коллективе стало больше профессионально-конструктивных разговоров.
Результативность в проектной деятельности способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса, влияет на профессиональную карьеру.
Педагогический коллектив уже выступает перед детским коллективом как нечто целое.
С другой стороны стало сложнее.
Работа требует от администрации усилий в поиске единомышленников, материально-технического оснащения, издания работ и.д. И не всегда просто реализовать возникающие инициативы.
Что касается сопротивления, то оно конечно было и есть, так как для педагога исследовательский процесс труден и не всегда даёт сиюминутный эффект.
Мы стараемся выйти за рамки школы, придать своим проектам социально-ориентированный характер.
Результат:
– появляются новые социальные партнеры;
– расширяется сфера деятельности школы;
– учащиеся и педагоги приобретают важный для них социальный опыт.
Системно-деятельностный подход в образовании – это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.