Пятница
01.11.2024
02:37
Категории раздела
Статьи педагогов [8]
Вход на сайт
Поиск
облако
Block content
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МОУ ''ТИРАСПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 им. А.П.ЧЕХОВА''
    Главная » Статьи » Статьи педагогов

    Проектирование как способ активизации системно-деятельностного подхода

    Проектирование как способ активизации

    системно-деятельностного подхода


    Гайдарлы Тамара Дмитриевна

    заместитель  директора по УВР,

    руководитель  I квалификационной категории

    МОУ«ТСШ №3 имени А.П.Чехова»



    Ключевые слова: педагогическое проектирование, системно-деятельностный подход, режим развития, интеллектуальные  предпочтения.

    Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. Прошлый век был веком техники. Грядущий век – век контроля над техникой, "век человека",  в котором основная ценность и основной капитал – образованный человек, а "индустрия" – образование и скорость приобретения образования.

    Сегодняшним школьникам предстоит:

    Работать по профессиям, которых пока нет,

    Использовать технологии, которые ещё не созданы,

    Решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

    «Как объять необъятное?» – это задача образовательной политики. Школа обречена на изменения в меняющемся мире.

    Переход школы на новые государственные стандарты в 2013 году определил требования к пересмотру и расширению списка педагогических технологий, которые используются в образовательном процессе нашей школы. Содержательный компонент Концепции стандарта нового поколения предполагает  соединение системного и деятельностного подхода в обучении. И это прежде всего связано с внесением изменений в систему управления, контроля и оценки уровня образования в школе и в учебно-методическое обеспечение.

    Педагогу  предстоит сегодня работать в условиях:

    • расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

    • плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео,  аудио компьютерной индустрии;

    • резкого снижения уровня чтения, особенно классической, художественной литературы;

    • ограниченности общения со сверстниками;

    • разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

    • экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

    • нарастания межнациональных, межконфессиональных напряжений.

    В школе, которая находится в режиме развития (или стремится к работе в таком режиме) должен систематически проводиться анализ проблем. Если мы хотим, чтобы учитель профессионально двигался вперёд, он должен остановиться и задуматься над вопросом что и как я делаю? Почему таковы мои результаты? В чем проблемы? ( Речь идёт о думающем педагоге).

    Анализ позволил определить основные причины трудностей:

    • Увеличилась доля самостоятельно познавательной деятельности учащихся. Это требует поиска новой схемы взаимодействия учителя и учащихся.

    • Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.

    • Возникают определенные сложности в общении с участниками образовательного процесса.

    • Сопротивление активизации во внеурочной деятельности чаще вызвано неуверенностью учителя в себе, желанием избежать неудачи.

    • Компетентность  учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности требует своего развития.

    • Педагог, привыкший оценивать своих учеников, в большинстве случаев очень тяжело переносит ситуацию оценивания себя.

    • Одна из проблем наших школ – «отвечать на вопросы, которых не задавали», т.к. ведущим в преподавании остается  объяснительно – иллюстративный метод обучения.

    Наша профессия, как и многие другие, накладывает на личность учителя определенный отпечаток: стремление все упорядочить, вставить в рамки, известный педантизм. На мой взгляд, настоящий учитель должен уметь абстрагироваться от  излишнего педантизма. Лишь свободно мыслящий человек может научить так же свободно и легко размышлять своих учеников. И поэтому, проектное обучение в современной образовательной системе занимает всё более приоритетные позиции. Но готов ли учитель средней общеобразовательной школы к проектировочной деятельности и занимается ли он педагогическим проектированием?

    Администрацией школы изучен уровень готовности педагогического коллектива школы к освоению проектной технологии в условиях модернизации образования и введения новых ГОС в ПМР.

    Примерно половина педагогов (46 %) отметили, что уже занимаются педагогическим проектированием, 15% из которых – учителя начальных классов, работающие по новым ГОС. Таким образом, проектная технология в рамках модернизации образования на сегодняшний день осваивается примерно третью учителей школы.

    75 % педагогов продолжают придерживаться акцента на традиционном планировании урока, несмотря на то, что большая часть педагогического  коллектива (54%) признают неоценимое значение проектной деятельности в развитии каждого ребенка, независимо от его способностей.

    В целях оказания методической помощи по выявленным запросам и проблемам педагогов администрацией школы проведены:

    • Практикум: «Создаем  свой  видео-блог»

    • Семинар-практикум «Основы проектного  менеджмента»

    • Школа молодого учителя: «Развитие проектного мышления у учащихся: условия и средства»

    • Работа в данном направлении продолжается.

    • В организации проектной деятельности условно можно выделить четыре этапа:

    • 1 этап: Диагностический.

    • 2 этап: Образовательный

    • 3этап: Разработка индивидуальных маршрутов

    • 4 этап: Аналитический. 

    Подробнее остановлюсь на первом этапе.

    Главная наша задача не только в выполнении госстандарта. Самое важное – как, опираясь на интерес и свободу, дать образование более широкое и глубокое, чем предполагает этот самый стандарт. Наш опыт показывает, что успех  работы с подростками над проектами во многом зависит от умения правильно направить их интересы.

     Поэтому, усилия администрации и педагогов направлены  на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется  учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься, какое мнение по данному поводу имеют его родители.

    В чем же своеобразие интересов наших подростков?

    Вот, к примеру, небольшой перечень  нетрадиционных хобби, которые могут стать  любимым увлечением наших ребят:

    • Паркур (смесь акробатики, бега, боевых искусств, ну и фантазии самого трейсера, которая способна соединить все это воедино в искусство перемещения по каменным джунглям.)

    • Скрапбукинг (вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.)

    • Террариумистика-содержание животных в террариумах, в клетках из стекла

    • Историческаяреконструкция

    • На вопрос: « Чем бы хотели заняться в свободное время в нашем городе?» наши старшеклассники ответили:

    • Гольф,

    • Военно-историческиеминиатюры

    • Историческоефехтование,

    • Опекун (животных)

    • Валяниеизшерсти,

    • Мыловарение

    • Аэрография (разрисовка мобильных телефонов, компьютеров, холодильников и главное - автомобилей)


    На основании диагностики интересов наших ребят мы выяснили интеллектуальные предпочтения нашего молодого поколения:

    • Участие в форумах в Сети

    • Околокомпьютерные хобби,

    • Моддинг (modern (современный), modify (трансформировать), видоизменять от компьютера до сотового телефона или флешки.

    • Игра в «Мафию», «Монополию»

    • Живопись, рисование

    • Нарды, шахматы, шашки, го

    • Карточные игры (преферанс, покер)

    • Отгадывание кроссвордов, сканвордов

    • Сочинение стихов, рассказов, сказок, романов

    • Сочинение музыки

    • Создание мультфильмов, комиксов, карикатур, шаржей, эпиграмм, поздравлений и иллюстраций

    Поэтому, именно сейчас педагоги нашей школы вовлекают учащиеся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они  реализуют свои интересы, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

    Педагоги стали активнее вовлекать в проектно -  исследовательскую деятельность  школьников, не достигающих по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающих яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

    Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Участвуя в школьном исследовательском обществе «Эврика» ребята  «открывают» новое  сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

    На протяжении последних 3 лет  школа реализует договор с Центром дистанционного образования «Эйдос» – некоммерческим  образовательным учреждением г. Москвы, Институтом образования человека, Научной школой А.В. Хуторского.

    В июле 2013 года учащаяся 11 класса и психолог школы Семякова Т.Ю. прошли конкурсный отбор и вошли в состав делегации ПМР, представлявшей Приднестровье на  международном форуме «Селигер 2013».  Ими был представлен проект «Республика». Идея проекта заключалась в организации международного студенческого лагеря, ориентированного на самообразование и взаимообучение для студентов 4-5 курсов педагогических ВУЗов и молодых учителей России, Болгарии, Молдовы, Гагаузии и Украины. Представленный проект был поддержан представителями Европейского Экономического и Социального  Комитета. Представители БИЗНЕС ИНКУБАТОРА Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова выразили готовность сотрудничать и оказывать консалтинговую и посредническую помощь инвестиционным и инновационным проектам из Приднестровья.

    Новые времена требуют новых навыков. Задача учителя - «перелопатить» горы информации и явить классу урок в соответствии с мировыми требованиями и стандартами. Наш учитель становится соавтором открытий, которые делает ребенок.

    В итоге:

    С людьми стало интереснее работать, появилось много творческих находок. Проектная деятельность даёт  возможность  педагогам, учащимся и их родителям раскрыться во всей своей многогранности.

    Как показывает наш опыт, системно – деятельностный  подход обеспечивает условия развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов.

    • Все чаще проявляется у наших ребят готовность и способность к саморазвитию.

    • Наши старшеклассники инициируют, организовывают и стремятся к  сотрудничеству и кооперации с учителями и сверстниками.

    • Как у педагогов, так и у учащихся стали формироваться навыки работы в «команде».

    • В коллективе стало больше профессионально-конструктивных разговоров.

    • Результативность в проектной деятельности способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса, влияет на профессиональную карьеру.

    • Педагогический коллектив уже выступает перед детским коллективом как нечто целое.

    • С другой стороны стало сложнее.

    • Работа требует от администрации усилий в поиске единомышленников, материально-технического оснащения, издания работ и.д. И не всегда просто реализовать возникающие инициативы.

    • Что касается сопротивления, то оно конечно было и есть, так как для педагога исследовательский процесс труден и не всегда даёт сиюминутный эффект.

    Мы стараемся выйти за рамки школы, придать своим проектам социально-ориентированный характер.

    Результат:
              – появляются новые социальные партнеры;

    – расширяется сфера деятельности школы;

    – учащиеся и педагоги приобретают важный для них социальный опыт.

    Системно-деятельностный подход в образовании – это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся  условиях.




    Источник: https://drive.google.com/open?id=0B648yGt10EDbZ01QZmo2UzB1Nm1RcXhDal9sQjZLWkhMblMw
    Категория: Статьи педагогов | Добавил: school4ehov (16.11.2016) | Автор: Гайдарлы Тамара Дмитриевна
    Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar