Пятница
01.11.2024
02:05
Категории раздела
Статьи педагогов [8]
Вход на сайт
Поиск
облако
Block content
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МОУ ''ТИРАСПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 им. А.П.ЧЕХОВА''
    Главная » Статьи » Статьи педагогов

    Основы организации толерантного пространства в средней школе.

    Основы организации толерантного пространства в средней школе.

    Тимчук Е.П. учитель средней школы №3 г. Тирасполь

           Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуется как общество повышенной агрессивности. Фильмы, программы, компьютерные игры – все то, что окружает современных детей и заполняет их досуг, – пропитано агрессией. И это стало нормой. Подростки предпочитают вместо чтения книг играть в компьютерные игры. Обязательным осталось только посещение школы, где сходятся дети разных статусов и взглядов. Именно в школе необходима терпимость по отношению друг к другу из-за разности точек зрения. Необходимо учить детей терпимо относиться к самобытности, мирному решению конфликтов, толерантности. Это первостепенная задача преподавателя. Ведь именно школа является тем специальным институтом, в котором формируется личность ребенка на огромном и важном возрастном отрезке жизни человека. Поэтому воспитание толерантности – одна из важнейших задач современной школы.

           Для толерантности характерны: активное отношение к происходящему, отсутствие равнодушия, безразличия, пассивности; наличие компромисса, разумной уступчивости, готовности к диалогу, гибкости в подходах в решении проблем; равенство в спорах, отсутствие монополизма, стремления сделать свою позицию господствующей. Обучение навыкам самостоятельной взрослой жизни невозможно без таких понятий, как терпимость, понимание, принятие чужой точки зрения. Толерантность –  это больше, чем терпимость. Это умение жить с другими. Необходимо  всё время пытаться понять другого человека, его установки, ценности, всё то, что ему дорого. Необходима настроенность на понимание и диалог с другим человеком, взаимное изменение позиций в ходе такого диалога. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Воспитать толерантность мгновенно абсолютно невозможно. Толерантность влечёт за собой иную жизненную философию, иные способы управления, иные установки, которые, по сути, приводят к действительной демократии. Толерантность непосредственно связана с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений, что роднит её с гуманностью. Иными словами, толерантность связана с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межличностных отношений. Таким образом, можно сказать, что процесс становления толерантной личности – это проистекающий из человеческой свободы процесс творения самого себя, преодоления собственных предрассудков и стереотипов. Задачи совместной деятельности школы и семьи в этом направлении: формирование ключевых понятий толерантности у учащихся.

           На уроках, где основной формой работы является диалог учителя и учеников, школьники учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, владеть навыками работы в группе, знать способы взаимодействия с окружающими, быть эмоционально устойчивыми в общении и лояльными к различным точкам зрения по исследуемому вопросу.

           Важным вопросом является роль и позиция педагога в процессе такой совместной деятельности. Учитель может выступать только с позиции соучастия и сотрудничества. Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность воспитанника. Собственные коммуникативные и организационные навыки учителя подвергаются значительной нагрузке и проверке. Поэтому личные качества педагога, гибкость мышления – играют определенную роль в создании положительного образа толерантного человека. Чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения: позитивное влияние похвалы, улыбки и негативное влияние хмурого взгляда. А самое главное – любить и уважать личность каждого ребенка.

           Толерантные подростки лучше знают самих себя, при этом не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому их потенциал для саморазвития выше остальных. Они готовы к взаимодействию в социальных ситуациях для достижения поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе. У таких детей развита способность нестандартно решать обычные проблемы, быстро менять стратегию или тактику своего поведения, в зависимости от обстоятельств, адекватно оценивать мотивы других людей.

         Поэтому для обучающихся в средних и старших классах необходимо организовывать толерантное пространство:

    - поддерживать в детском коллективе атмосферу взаимопринятия, уважения;

    - оказывать помощь учащимся в овладении ими умения критически мыслить, вести диалог, анализировать свои и чужие точки зрения;

    - проявлять в общении с детьми доброжелательность, терпение, уважение;

    - акцентировать внимание на ценности человеческого достоинства, неприкосновенности каждой личности, правах и обязанностях человека в обществе.

    Данные педагогические задачи решаются непосредственно на уроках. Необходимо стараться обеспечить для современного подростка социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит в том, что, участвуя в ней, ребенок фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди сверстников и взрослых. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества. Социально признаваемая деятельность – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и другие – имеет жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль. Поэтому в воспитательной работе мы опираемся на индивидуальные особенности детей, преодолевая определенный разрыв между фронтальной работой с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к конкретному подростку.

           Однако формировать адекватную позицию по отношению к чужому мнению (признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение взглядов) довольно сложно. Процесс формирования толерантного сознания и поведения детей длительный и результатов можно добиться лишь при условии понимания идей, установок толерантности со стороны взрослых.     

           Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по её результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребёнка. Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к различным идеям и точкам зрения, к людям, непохожим на него самого, помогают различные способы: наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся в ходе дискуссий, а так же беседы. По полученным данным становится ясно, что актуализируются морально-нравственные потребности и мотивы и развиваются нравственно-волевые качества детей. В практической деятельности необходимо учить школьников, руководствоваться моральными нормами и реализовать в поступках принятые нравственные ценности. Наша задача помочь им самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере человеческих отношений.

         Главный результат нашей воспитательной работы – появление у детей коллективной устремленности к нравственной цели, выработка этических суждений и убеждений, единство оценок и воззрений, рождение нравственного общественного мнения.

    Список литературы:

    1.     Громова О. Пирог моей страны: Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений»//Библиотека в школе. – 2001. – № 17. – с. 24.

    2.     Громова О. Трудное слово «толерантность»: Оно обозначает ещё более трудное понятие – терпимость//Библиотека в школе. – 2001. – № 3. – с. 2.

    3.     Место встречи – библиотека. Беседа в настоящем времени//Первое сентября. – 2004. – № 20. – с. 8-11.

    4.     Соловейчик А.С. Простое – непростое слово//Первое сентября. – 2004 .  –  № 20. – с. 9-10.



    Источник: https://drive.google.com/open?id=0B648yGt10EDbZjNpUGtpZHA5cWs
    Категория: Статьи педагогов | Добавил: school4ehov (28.04.2016) | Автор: Тимчук Е.П.
    Просмотров: 294 | Теги: в средней школе, организации, пространства, основы, толерантного | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar