Пятница
01.11.2024
01:56
Категории раздела
Статьи педагогов [8]
Вход на сайт
Поиск
облако
Block content
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МОУ ''ТИРАСПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 им. А.П.ЧЕХОВА''
    Главная » Статьи » Статьи педагогов

    Методическое сопровождение деятельности субъектов УВП во внеурочное время

    Методическое сопровождение деятельности субъектов  УВП  во  внеурочное время


    Гайдарлы Тамара Дмитриевна

    заместитель  директора по УВР,

    руководитель  I квалификационной категории

    МОУ«ТСШ №3 имени А.П.Чехова»


    Ключевые слова: методическое сопровождение, адаптация к современным условиям, самопроектирование,  сотворчество, внеурочная деятельность.


    Школа – образовательно-воспитательный институт, который в случае оторванности от заказов и потребностей общества подвергается более интенсивному вырождению.

    В подобных условиях чрезвычайно важно строить грамотную стратегию управления образовательным процессом в школе.

    Поэтому одним из главных условий выживания школы является ее адаптация к современным моделям развития. А интенсивность развития общества довольно высока.

    – Чтобы получить 50 миллионов пользователей радио потребовалось 38 лет, телевидению втрое меньше – 13 лет, а Интернету еще в три раза меньше времени – всего 4 года.

    – При этом количество новой технической информации удваивается каждые два года.

    – Десяти самых востребованных профессий 2010 года в 2004 даже не существовало.

    – Те, кто сегодня учится, к 38 годам своей жизни сменят от 10 до 14 мест работы.

    Не существует единой для всех организаций образования, универсальной стратегии управления в современной школе. Каждая школа уникальна в своем роде, поэтому и процесс адаптации к современным условиям жизни для каждой отдельной школы зависит от динамики развития, характеристик оказываемых услуг, потенциала всех участников образовательного процесса.

    Наш педагогический коллектив состоит из разных учителей, даже может быть, из полярных индивидуальностей, умеющих спорить, отстаивать свою точку зрения.

    Более всего «единство разнообразного» требует от администрации уважения к этой педагогической разности. Искусство руководителя – соединять противоположности.

    Исходя из особенностей нашего педагогического коллектива,  преподавательский состав можно условно разделить на группы.

    1 группа – группа педагогов готовых к восприятию нового. Они сами не удовлетворены достигнутыми результатами и стремятся найти новые, более эффективные методы работы со школьниками. Эти педагоги в начале творческого пути. Однако такие взгляды имеют далеко не все.

    Значительна группа учителей - профессионалов, чьи знания привели их к определённым успехам. У опытного педагога уже сложился свой неповторимый стиль деятельности. Чем более успешным учитель чувствует себя на уроке, тем меньше у него оснований для приобретения нового во внеурочной деятельности. Ему сложно принять то, что предыдущий опыт устаревает.

    3 группа педагогов  не отвергает необходимости учиться, но и ничего не меняют в своей деятельности. Это учителя с установившимся стилем работы (в основном педагоги 2 категории), чем больше стаж работы у учителя, тем сильнее скептицизм. Среди данной категории учителей выделяется группа педагогов с небольшим стажем работы, которая наделена задатками лидера, но не спешит претендовать на это положение.

    Наша задача – вовремя заметить это качество. Методом делегирования, выполнения задания в группе, предоставить возможность педагогу проявит свои лидерские качества, самоутвердиться в коллективе.

    4 группа  учителей - мотивация вообще отсутствует (пенсионеры, учителя  которым категория присвоена на весь период трудовой деятельности и те кто активно занимается репетиторством). Они считают, что внеурочная деятельность не входит в их функциональные обязанности. Возникают «ножницы» между тем положением, которое учитель хотел бы занимать в коллективе соответственно своему стажу и возрасту и той неготовностью к профессиональному самосовершенствованию  в рамках внеурочной деятельности.

    Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в  нашей школе. Кроме того, педагоги используют также свое свободное время для подготовки и реализации различных проектов.

    5 группа – группа совершенствования педагогического мастерства (творчески работающие учителя).

    В этой роли часто у нас выступают педагоги-консультанты. Мы действительно убедились, что консультанты особо значимы в организации более эффективной деятельности образовательного учреждения. Они составляют творческое ядро нашего коллектива. После первых успехов  к этой небольшой группе стали присоединяться те, кто раньше скептически относился к самой идее осмысления собственного педагогического опыта, заразился здоровым честолюбием и стал постепенно втягиваться в подобную деятельность.

    Именно эти педагоги на основе  сотрудничества и взаимопонимания помогли организовать целостность педагогического процесса, сплотить вокруг себя коллектив единомышленников. Наши усилия были направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников, учащихся и их родителей. В коллективе определилась  инициативная группа учителей, которая  ориентирована на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Участие в различных международных дистанционных конкурсах, республиканских и городских конференциях, исследовательских обществах помогли  реализовать задачи, стоящие перед творческими педагогами.

    Т.о., образовалась группа педагогов-единомышленников, которая посчитала исследовательский  путь наиболее продуктивным и творческим и взяла ответственность за разработку локальных актов по дальнейшему развитию данного направления. Для нормативного регулирования внеурочной деятельности были разработаны следующие документы:

    Положения: «Об ИОУ учащихся»;

    «Об ученической научно-исследовательской работе»,

    «О научно-практической конференции»,

    «Об организации внеурочной деятельности»,

    «О творческих группах»,

    «О премировании»

    Разработка и внедрение данных локальных актов в педагогическую практику способствовало вовлечению педагогических работников в деятельность по самосовершенствованию и самопроектированию своего профессионального развития, создание в коллективе комфортного психологического климата и благоприятной среды для профессиональной и инновационной деятельности педагогов. Немаловажную роль в этом играют мотивация и стимулирование.

    Ничто так не сближает коллектив, стремящихся выйти из состояния «замкнутости» в собственном опыте, как совместное обсуждение и выработка согласованного решения в диалоге.

    Семинары- практикумы, мастер-классы – это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Это тяжелый путь, путь проб и ошибок, путь временных поражений.

    Это удел и неизменный спутник ищущего педагога, педагога-практика.

    Практический семинар: «От статуса «учитель, ученик» к инновационному статусу «педагог- консультант, ученик- исследователь»»  проводились в течение года для всех субъектов учебного процесса, на всех трех ступенях. В  целях просветительской  работы, в ноябре 2015 года проведен семинар - практикум «От традиционного статуса ученик, учитель к инновационному статусу ученик-исследователь» для 35 родителей и 25 учащихся, не охваченных исследовательской деятельностью. В процессе подготовки к данному мероприятию, создан  банк данных учащихся, мотивированных на обучение, определены перспективы взаимодействия всех субъектов УВП.

    Семинар-практикум: «Творчество классного руководителя. Шаблоны и стереотипы» и психологический тренинг: «Формула успеха» для молодых педагогов предоставили  реальную возможность учителям  рассказать о своих поисках, ошибках и находках и обогатиться идеями друг друга. Появились новые люди (учителя, школьники и их родители) чьё здоровое честолюбие и одобрение коллег позволило преодолеть боязнь печатного слова, публичного выступления, свою роль сыграло и премирование по результатам работы.

    Путем создания атмосферы сотворчества по конкретной проблеме происходило на рабочем месте в процессе решения задач, которые позволяют пошагово развить требуемые профессиональные умения и навыки и вызвать интерес у школьников и родителей.

    Одним из методов  щадящей внешней оценки,  коррекции является работа в парах, равных с ним по статусу педагогом или с педагогом, к которому учитель испытывает доверие, считает его высококомпетентным специалистом. Как правило, учителя, реализующие партнерскую позицию, принимают изменения как неотъемлемую часть бытия и стараются творчески использовать их в своей жизни.

    Поэтому, мы работаем над  созданием современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день.

    Родители, являясь одним из заказчиков на качественное образование для своих детей, становятся нашими партнерами, готовыми принимать активное участие в деле образования и воспитания.

    Цель работы школы – создание условий, мотивирующих родителей на объединение усилий с педагогами для достижения учащимися качественного образования.

    Поэтому мы стараемся, чтобы отношения педагогов с родителями носили партнерский характер в силу единства конечных целей – успешного образовательного процесса.

    Представленные формы и методы взаимодействия педагогического коллектива с родителями по созданию образовательного пространства позволяют нам получать обширную информацию, побуждающую нас, что-то менять, что-то корректировать, в чем-то утверждаться, а что-то отвергнуть навсегда.

    Мы активно используем  различные методы взаимодействия педагогического коллектива с родителями по созданию образовательного пространства:

    • консультирование;

    • диагностирование;

    • интервьюирование;

    • экспресс-диагностика;

    • заполнение оценочного листа;

    • социологический опрос.

    Организация и осуществление внеурочной деятельности учащихся с привлечением их родителей - это залог успеха в развитии  интеллектуального потенциала наших ребят.

    В нашей школе, как и в других организациях образования  города, сложный, неоднородный по составу, социальной зрелости, материальному положению, мотивам обучения, уровню подготовки контингент учащихся. Педагоги стремятся учитывать эти особенности при планировании внеурочной работы и взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

    В организации нашей  внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

    1 этап: Проектный. Усилия администрации и педагогов направлены  на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется  учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. Город представляет довольно широкий спектр внешкольных учреждений. Но заметим в основном это направления досуговой деятельности.

    Результаты мониторинга говорят о необходимости интеграции усилий.

    Следует заметить, что сотрудничество школы с внешкольными учреждениями имело место всегда, но интеграция – это не просто сотрудничество, это слияние в единую социально-педагогическую систему. Это процесс сложный, предполагающий работу двух коллективов в напряженном инновационном режиме.

    Мы стараемся   построить такую модель своей деятельности, в которой общее и дополнительное образование выступают равноправными, взаимодополняющими компонентами, обеспечивая единое образовательное пространство, ориентированное на развитие личности каждого учащегося.

    2 этап: Анкетирование на тему: «Школа глазами родителей» и «Школа глазами учащихся» позволило нам  разработать индивидуальные маршруты  участия детей в интеллектуальной внеурочной деятельности  с учетом увлечений и самих педагогов.

    3 этап: Аналитический. В ходе которого нами осуществляется анализ функционирования созданной системы.

    Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».

    Анализ промежуточных результатов в развитии интеллектуальных способностей позволил определить тот положительный опыт, который обрели наши ребята.

    Они научились:

    – замечать то, чего не замечают другие;

    – находить решения для проблем, в какой бы сфере вы с ними не столкнулись;

    – легко распознавать обман и попытки манипулировать собой;

    – опережать конкурентов;

    – безошибочно отличать блестящие идеи от бесперспективных;

    – «чувствовать других людей»

    Интеллект будущего рождается в умном, чутком и добром сердце. Так давайте учить детей красоте научного поиска, радости творчества, искусству мыслить, чувствовать, любить. Это нужно сегодня каждому школьнику, каждому учителю, каждой семье.




    Источник: https://drive.google.com/open?id=0B648yGt10EDbWU5NMzhmcXZsYmZZNkZYRG5iZlFTNEFiaENj
    Категория: Статьи педагогов | Добавил: school4ehov (16.11.2016) | Автор: Гайдарлы Тамара Дмитриевна
    Просмотров: 308 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar